С 2006 года тренером СК «Локомотив» является Николай Кокин. Он возглавил клуб практически сразу после завершения спортивной карьеры. О чемпионстве, воспитании юниоров и изменениях в спидвее сегодня рассказывает "зубр" чёрного спорта Даугавпилса.
- Второй год подряд «Локомотив» становится чемпионом NICE лиги. Чем чемпионство-2015 отличается от чемпионства-2016?
- Победа есть победа. По прошествию того сезона хотели сохранить боеспособный состав. Хотели хорошо выступить, добраться до призов, но затем все так переплелось – вместо двух лиг стала одна. Народ рассосался по командам. В принципе было пять команд одинакового уровня. Каждый за что-то мог зацепиться. Было сильное начало, к середине, правда, подсдулись. Но все равно доказали, что мы сильнейшая команда в лиге.
В сравнении с прошлым сезоном состав был слабее, чем прошлогодний. Отказались от одного легионера, сильнейшый наш юниор Анджей Лебедев перешел во взрослые. Юниорская линия ослабла. Эта победа приятнее, так как больше заслуги местных гонщиков.
Что касается Экстралиги, то это больше инициатива высшего руководства. Звучит красиво и громко - сильнейшая лига мира, но я лично сильно в облаках не летал. Не было такого предчувствия, что мы там поедем. Польша не та страна, которая что-то отдает так просто.
- Анджей Лебедев в 16 лет сразу начал показывать результат, многие ждут аналогичного прорыва от остальных юниоров. В чем уникальность Анджея и как много необходимо времени, чтобы подготовить конкурентоспособного юниора?
- Анджей тоже сразу не поехал. Он с 12 лет трется на стадионе. Да, он уникальный мальчишка, но и ему не все сразу давалось. Успехов он добился за счет своего труда и в итоге заслужил езды в Экстре.
Надо понимать, что такие «анджики» не каждый год рождаются. В Польше 20 клубов и таких молодых талантов можно по пальцам пересчитать. Важен еще один момент. В наших условиях большого труда стоит вырастить юниора, так как у нас только тренировки. Поляки быстро развиваются за счет юниорских гонок. У них минимум по 2-3 гонки в неделю. Мы же просто тренируемся.
В этом сезоне, получив возможность выступать в юниорском польском чемпионате, мы ее полностью использовали. Если будет продолжение, то и результат будет расти. Мальчишки есть. Вначале сезона никто не мог сказать, что поедет Женя Костыгов. Если бы не травма в середине сезона, он еще бы лучший результат показал.
- Надежду возлагаете на юниорские гонки?
- Да, в них надо продолжать участвовать. Будем стараться хвататься за все юниорские гонки. Они убыточны в финансовом плане, но это вернется хорошими спортсменами, которые будет приносить очки клубу. Это закон любого спорта - хорошая тренировка не заменит самые плохие соревнования.
- Что на данный момент представляет юниорский состав «Локомотива»?
- В следующем сезоне свой последний юниорский год будет ездить Женя Костыгов. Он является нашим основным юниором, ему предстоит большая нагрузка. Для остальных дверь в состав открыта – Курмис, Михайлов, Трофимов. На следующий год еще два парня подрастает.
Делаем ставку на молодежь. Надеемся, что в новом сезоне вновь получится провести у себя командный молодежный полуфинал чемпионата Европы.
- Полуфинал этого года в Даугавпилсе прошел с интригой. Латвийские юниоры даже на своем треке не были в числе фаворитов, но вышли в лидеры и только в последней серии заездов упустили победу. Что случилось?
- Не хватило опыта. Погода нам не подыграла. Дождь, прошедший перед началом гонки, изменил дорожку, к концу она разбилась. Ее стало сложнее проходить. Нужен был опыт. Костыгов еще повидал другие треки, а остальные ездили только дома. В такие условия попадали редко. В итоге не хватка опыта сказалось на том, что не удалось доехать до конца.
- От чего зависит приспособляемость гонщика к чужому треку?
- От опыта, от наката. Взять наше прошлое – мы на выездах даже с братьями Лагутами редко из 30 очков вылезали. Дома мы всех рвали, а в гостях только к концу гонки разбирались, с какими настройками ехать. С годами приходит опыт, ребята поездили по разным лигам, посмотрели много треков.
Сейчас обратите внимания, что нет тех разгромных счетов. В любой гонке интрига. Раньше польская пресса писала: «Эта чудная дорожка в Даугавпилсе» или как по-польски «незнаный тор»... Сегодня так уже никто не говорит.
- Вся магия трека от того, что на нем мало кто ездил, кроме своих?
- Все верно. Кому-то надо приспособиться к дороге, проехав один заезд, другому чуть больше времени. Юниор, выходя на трек в другом городе, еще морально не готов. Он впервые видит эту дорогу, насыпку, траектории. У него в мыслях, как вообще доехать, а не как быстро проехать. Но со временем он формирует накат и выходит на результат.
К примеру, почему как домашний трек для юниорской гонки мы выбрали дорожку в Гнезно – у нас там каждую весну проходят сборы, ребята на ней неплохо себя чувствуют, знакомы с ним.
- По какому принципу вы формируете пары в заездах?
- Причин много. Все в команде вроде, как друзья, но кто-то с кем-то на дорожке не может понять друг друга. После нескольких гонок выявляются лидеры, поэтому в паре всегда один лидер, второй гонщик слабее.
Смотрю, кому как удобно стартовать. Нечетные номера в первых заездах едут с ближних дорог, четные с дальних, а к концу матча наоборот. Одному гонщику комфортней начинать гонку с ближней дороги, я его туда подставляю. Он потом вкатывается, расслабляется и все идет своим чередом. Есть те, кому все равно - с дальней или ближней стартовать. Тогда он идет на второй номер.
К юниору подставлю сильного. В заезде главное не проиграть – 3:3 уже не в минусе.
- В последние годы в «Локомотиве» в основном легионеры из Скандинавии. Так совпало?
- Да, действительно, но география значения не имела. С Кильмакорпи мы давно нашли общий язык и когда мы спросили, кого бы он мог нам посоветовать, то предложил своего друга Фредрика Линдгрена. Ставки на шведов не было, так получилось.
- Спидвеист может ездить одновременно в 2-3 лигах за сезон, некоторые успевают и в четырех проехать. В чем плюсы и минусы такого графика?
- Для спортсмена – это развитие, для общего спорта плохо. Гонщик за неделю успевает откатать в Польше, Швеции и Англии, но получается, что он занял место местного спортсмена.
Многие идут по пути - "зачем растить своего, когда проще пригласить гонщика, он отгонял, ему заплатили и все...". Не во всех польских клубах есть свои школы. Маразм же?
Поляки начинают бороться с этой практикой. На сезон 2017 вышел регламент, что каждый клуб обязан лицензировать одного гонщика.
- Кильмакорпи в этом сезоне готовил мотоцикл, проводя компьютерную диагностику. На пресс-конференции вы потом сказали, что он с этим перемудрил. Новые технологии становится повсеместной практикой или пока только Корпи был замечен за такими делами?
- В этом году вышло новое зажигание, его нужно было понять. Но такими вещами нужно заниматься в начале сезона, во время тестирования техники, а не в середине. У него и результат стал хуже. Действительно мне кажется, он все перемудрил с этими делами.
Пока он единственный, кого я видел с компьютером около мотоцикла. Посмотрим, как пойдет дальше. Пока же все крутят настройки руками. Компьютер тоже может ошибаться, насколько он учитывает все параметры при диагностике.
- По сезону чувствовалось, что Лебедев покинет клуб?
- Это чувствовалось и в прошлом, и позапрошлом годах. Гонщик созрел. Может некоторые болельщики обидятся, назовут предателем. Я наоборот - только рад за него. Нельзя сидеть на одном месте. Он должен расти. Тут он достиг вершин, стал первым в рейтинге лиги. Надо пробовать свои силы дальше.
- Тренером в клубе вы работаете с 2006 года. Вам легко дался переход от карьеры гонщика к тренерской работе?
- Совершенно легко было. Я к тому времени наездился. В гонках наметился регресс, не было обидно бросать. Очень рад, что поступило тренерское предложение. Таким образом, я остался в спорте.
В тот момент я понимал, что уже не мог ехать сильно, а дальше будет только хуже. За десять лет тренерства один раз сел на мотоцикл – оделся, выехал на трек. Знаю, что многие пытаются продолжать ездить, но у меня такого нет.
- Насколько сильно изменился спидвей за последние десятилетия?
- Многое изменилось технически. Когда мы начинали, у нас не было заморочек. Было всего три звездочки – 58, 59, 60. Зажигание никто не крутил, жиклеры не менял никто. На всю команду был один механик, и то, он только заправлял мотоциклы.
Сейчас вокруг спортсмена команда. Все вовлечены в процесс. Очень много работы проходит вне дорожки. Раньше проще было, но профессионализма такого не было.
Вне сезона все мы работали на ЛРЗ, каждый в своих цехах. В сезон от работы освобождались, платили средний заработок и гоняли.
- Но когда все начало рушится в 90-х, вы продолжили ездить…
- Это заслуга Рыбникова, который взвалил на свои плечи спидвей и вытянул его. Сначала он платил за счет своей фирмы, потом друзей, спонсоров подтянул.
Ездили на б/у технике. Первый новый мотоцикл купили в 1996 или 1997 году, все остальное постоянно ремонтировали. Мы также индивидуально начали зарабатывать, когда начали в Польше ездить. Уже сам вкладывался в свою технику. С протянутой рукой не ходили.
Это сейчас даются большие деньги. Спасибо городу, что поддерживает спидвей. У нас прошли международные соревнования, нас знают во всем мире. Сейчас смешно сказать, но на моих первых международных соревнованиях мне дали литовский флаг. Я говорю: «Это не мой флаг. Латвия – не Литва».
- Когда сборная Латвии попадет в финал чемпионата мира?
- Надо выйти на уровень спортсменов, которые ездят в этой четверке. Пока до этого не доросли, но мы не стоим на месте. Анджик, Богдан, Костик - все они улучшают свои рейтинги. Надо время, а там молодежь подтянется, может кто выстрелит. Как говорится, главная прокладка между рулем и сиденьем – гонщик.
Для справки:
Николай Кокин провел 22 сезона.
- 4-кратный чемпион Латвии (трижды в личным зачете и 1 в парном с В. Воронковым), 3 «серебра», 4 «бронзы»,
- 2001 – 3 место на кубке европейских чемпионов в составе «Спидвей-центра»,
- 4-кратный бронзовый призер чемпионата России («Спидвей-центр»),
- 2-кратный чемпион и 3-кратный бронзовый призер чемпионата Финляндии в составе «Нева» (Санкт-Петербург).
7sport.lv
Комментариев нет:
Отправить комментарий